Понятие Web 2.0 впервые появилось в статье «Tim
O’Reilly — What Is Web 2.0» 30 сентября 2005 года. В этой статье автор
Tim O’Reilly, проанализировав новые тенденции развития Интернет-сайтов,
привел список концепций и используемых технологий, и назвал это явление
Web 2.0. Хотя о значении этого термина все еще довольно много спорят,
уже можно однозначно выделить несколько характерных особенностей:
1. Веб службы – это программы, доступ к которым осуществляется
через Интернет. В этом есть ряд несомненных плюсов, например
пользователю доступна всегда самая свежая версия программы, ему не
приходится заботиться об установке и обновлении программы. Так как все
такие программы делаются на основе веб-технологий, они абсолютно
кроссплатформенные. Примером такого рода служб могут послужить онлайн
словари, и переводчики.
2. AJAX (Asynchronous JavaScript and XML) – технология,
позволяющая при некотором запросе пользователя обновлять не всю
страницу, а только необходимую её часть. Это значительно экономит
трафик. В определенных кругах бытует мнение, что данная технология
(асинхронного обновления страницы) является своеобразным синонимом Web
2.0. Однако это не так. Такую технологию обновления страницы было
реализовано уже в 1999 году в Flash 4.
3. Веб синдикация – это одновременное распространения только что
появившейся информации на различные веб-сайты (как правило включая как
аудио, так и видео), обычно с использованием технологий RSS или Atom.
Распространяется обычно Заголовок и ссылка на материал.
4. Mash-up («смешение») – принцип этой технологии заключается в
том, что одни сервера веб-служб взаимодействуют с другими. Например,
при просмотре карт Google Maps можно просмотреть вакансии домов на
продажу.
5. Метки(теги) – суть в том, что каждому объекту присваиваются
своеобразные метки, описывающие его, либо определяют некие ключевые
понятия связанные с данным обьектом.
6. Социализация – присутствие различных личных настроек и так
называемой «личной зоны» пользователя на сайте, возможность выкладывать
в сеть свою информацию (аудио, видео), поощрение создания различных
коллективов, сообществ в сети, поощрение пребывания в сети с помощью
«очков репутации», таким образом пользователям даются новые цели
пребывания на сайте.
В общем и целом, главная концепция Web 2.0 это интерактивность и дружелюбность, настраиваемость Интернета под свой вкус и предпочтения.